29 октября в Совете Федерации состоялось заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики на тему: «Правовое регулирование вопросов обращения с отходами производства и потребления в населенных пунктах Арктики».
В арктических регионах есть своя специфика - низкие температуры, низкая плотность населения, удаленность населенных пунктов, сезонная непроходимость дорог, вечная мерзлота. Все это накладывает отпечаток на организацию обращения с отходами.
В конце прошлого года в законодательство было введено понятие «труднодоступная территория». Это район, где отсутствует круглогодичное транспортное сообщение и одновременно низкая плотность населения. Здесь необходимы перегрузочные станции, чтобы накапливать и затем транспортировать отходы. На перегрузочных станциях законом предусмотрены предельные сроки накопления отходов не более 12 месяцев, а применительно к отдельным типам отходов I и II классов опасности - не более 24 месяцев. Также на рассмотрении в Государственной Думе находятся еще несколько законодательных инициатив в сфере обращения с отходами, направленных на совершенствование и регулирование строительных отходов, создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, порядка выявления и ликвидации мест и санкционированного складирования отходов.
В рамках заседания директор ФГБУ «ВНИИ Экология» Александр Закондырин предложил ограничить ввоз на территорию Арктической зоны товаров в потребительской упаковке из материалов, не пригодных к утилизации или обезвреживанию в условиях севера.
«За 2020-2021 годы институтом было выполнено несколько научно-исследовательских работ, которые касались концептуальных основ обращения с отходами, в том числе в Арктической зоне, и несколько наших предложений уже были приняты на правительственном уровне. Предложения по введению определения понятия «труднодоступные территории» и увеличению периода накопления отходов с установленных 11 месяцев на более долгий период нашло отражение в федеральном законе, и мы за это крайне благодарны. Также предлагаю рассмотреть возможность государственного регулирования в части ограничения ввоза на территорию Арктической зоны товаров в потребительской упаковке из материалов, не пригодных к утилизации и обезвреживанию в условиях Арктики. Это позволит снизить объемы образования отходов упаковки с высокими затратами на утилизацию и обезвреживание», - отметил Александр Закондырин.
Также от директора единого научного центра Минприроды России поступило предложение организовать раздельный сбор пищевых отходов в Арктическом регионе.
«Раздельный сбор пищевых отходов обеспечит длительное пребывание ТКО в местах их накопления без нарушения санитарных правил, а также обращение с ТКО, не содержащих пищевые отходы, в пределах шестой приаэродромной зоны, где в настоящее время располагается большинство свалок в Арктической зоне. Кроме того, длительный период накопления ТКО без наличия в их составе пищевых отходов позволит сохранить качество вторичных ресурсов и снизить расходы на транспортирование отходов из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, путем формирования транспортной партии и вывоза 1 раз в год», - прокомментировал Закондырин.
Также в целях снижения транспортных расходов на вывоз отходов и вторичного сырья Александр Закондырин предложил законодательно закрепить возможность использования инфраструктуры Северного морского пути и северного завоза для вывоза вторичных ресурсов и сырья за пределы Арктической зоны, что особенно актуально для Красноярского края, Якутии и Чукотского автономного округа.
В арктических регионах есть своя специфика - низкие температуры, низкая плотность населения, удаленность населенных пунктов, сезонная непроходимость дорог, вечная мерзлота. Все это накладывает отпечаток на организацию обращения с отходами.
В конце прошлого года в законодательство было введено понятие «труднодоступная территория». Это район, где отсутствует круглогодичное транспортное сообщение и одновременно низкая плотность населения. Здесь необходимы перегрузочные станции, чтобы накапливать и затем транспортировать отходы. На перегрузочных станциях законом предусмотрены предельные сроки накопления отходов не более 12 месяцев, а применительно к отдельным типам отходов I и II классов опасности - не более 24 месяцев. Также на рассмотрении в Государственной Думе находятся еще несколько законодательных инициатив в сфере обращения с отходами, направленных на совершенствование и регулирование строительных отходов, создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, порядка выявления и ликвидации мест и санкционированного складирования отходов.
В рамках заседания директор ФГБУ «ВНИИ Экология» Александр Закондырин предложил ограничить ввоз на территорию Арктической зоны товаров в потребительской упаковке из материалов, не пригодных к утилизации или обезвреживанию в условиях севера.
«За 2020-2021 годы институтом было выполнено несколько научно-исследовательских работ, которые касались концептуальных основ обращения с отходами, в том числе в Арктической зоне, и несколько наших предложений уже были приняты на правительственном уровне. Предложения по введению определения понятия «труднодоступные территории» и увеличению периода накопления отходов с установленных 11 месяцев на более долгий период нашло отражение в федеральном законе, и мы за это крайне благодарны. Также предлагаю рассмотреть возможность государственного регулирования в части ограничения ввоза на территорию Арктической зоны товаров в потребительской упаковке из материалов, не пригодных к утилизации и обезвреживанию в условиях Арктики. Это позволит снизить объемы образования отходов упаковки с высокими затратами на утилизацию и обезвреживание», - отметил Александр Закондырин.
Также от директора единого научного центра Минприроды России поступило предложение организовать раздельный сбор пищевых отходов в Арктическом регионе.
«Раздельный сбор пищевых отходов обеспечит длительное пребывание ТКО в местах их накопления без нарушения санитарных правил, а также обращение с ТКО, не содержащих пищевые отходы, в пределах шестой приаэродромной зоны, где в настоящее время располагается большинство свалок в Арктической зоне. Кроме того, длительный период накопления ТКО без наличия в их составе пищевых отходов позволит сохранить качество вторичных ресурсов и снизить расходы на транспортирование отходов из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, путем формирования транспортной партии и вывоза 1 раз в год», - прокомментировал Закондырин.
Также в целях снижения транспортных расходов на вывоз отходов и вторичного сырья Александр Закондырин предложил законодательно закрепить возможность использования инфраструктуры Северного морского пути и северного завоза для вывоза вторичных ресурсов и сырья за пределы Арктической зоны, что особенно актуально для Красноярского края, Якутии и Чукотского автономного округа.
